Диагностика неисправностей и ремонт принтеров

Принтеры (П) по способу печати делятся на три класса:

— матричные (МП),

— лазерные (ЛП),

  струйные (СП),

Принтеры (МП, ЛП, СП) являются сложными микро­процессорными электронно-механическими устройствами, собранными на современной электронной базе с примене­нием оптоэлектроники, шаговых двигателей (ШД), электро­механического привода. Надежная работа этого большого комплекса элементов и узлов обеспечивает качественную и быстродействующую печать текста и графики (чертежи и схе­мы большого размера печатаются на графопостроителях).

Знание принципиальной схемы П, владение методиками проведения диагностики и ремонта П, перечень типовых не­исправностей одного класса П — все это необходимо как для сервис-инженеров по ремонту П, так и для пользователей ПК, которым регулярно приходится выводить информацию на П.

Рассмотрение электрических схем нескольких десятков моделей МП, ЛП и СП показало:

   структурные схемы П стандартны, являются одним из примеров применения программно-аппаратных комп­лексов для вывода информации на бумагу, которые реализованы на различной элементной базе;

   подходы к диагностике и ремонту П стандартны и в основном не определяются элементной базой, на ко­торой они построены;

   как показывает многолетний опыт ремонта П, методи­ка поиска неисправностей с помощью так называемого дерева вооружает ремонтника аналитическим подходом к ремонту, а именно: от общего к частному. Перечень типовых неисправностей П помогает сосредоточить вни­мание ремонтника именно на наиболее ненадежных бло­ках, узлах, платах и компонентах и, наконец, таблица неисправностей модели П конкретизирует типовые не­исправности для элементной базы данной модели П;

   для грамотного пользователя электрическая схема П и дерево поиска неисправностей вполне достаточны для эффективного проведения диагностики и ремонта.

 

Особенности диагностики и ремонта принтеров

Учитывая, что П работает в напряженном режиме, осо­бенно при выводе большого объема информации, пробле­мы диагностики неполадок и неисправностей возникают до­вольно часто.

Перечислим основные особенности диагностики и ремон­та П:

   Статистика показывает, что пик отказов П приходит­ся на 3—5 годы эксплуатации, когда гарантийный срок уже закончился.

   Помните, что некоторые неисправности требуют про­стой регулировки или профилактического обслужива-ния П и устраняются довольно быстро. Вопросам про­филактического обслуживания П в книге уделено дос­таточно внимания.

По статистике, в П одновременно возникает только одна неисправность, а не несколько. Это облегчает ее диагностику.

Идентификации неисправности предшествуют мероп­риятия по ее диагностике. Главная трудность — это поиск причины неисправности (короткое замыкание, разрыв проводника, выход из строя радиокомпонента и т. п.), а сам фактический ремонт является самой простой заключительной частью работы инженера-ре­монтника.

Некоторые неисправности П конкретизируются при наличии аудиовидеоинформации либо при их отсут­ствии, что облегчает поиски неисправного блока, узла, платы. К сожалению, некоторые фирмы-произ­водители П уделяют этому вопросу недостаточно вни­мания, а трудоемкость диагностики при этом значи­тельно возрастает.

Для замены блоков и плат достаточно знаний блок-схе­мы П. Однако, так как современные П построены на 1-2 электронных платах, то при диагностике упор де­лается на выявление дискретной неисправной компонен­ты и ее последующую замену. Это, естественно, услож­няет ремонт (особенно без схемы), тем более, что вы­шедшая из строя ИС, БИС, СБИС чаще всего является специализированной и в продаже бывает редко. Учитывая, что П является микропроцессорным устрой­ством, для его диагностики и ремонта пригодны все методы и аппаратура, которые используются для на­стройки и ремонта микропроцессорных систем. Этому вопросу посвящено множество пособий и литературы. Неисправности П подразделяются на три основных вида: аппаратные, программные и программно-аппа­ратные. Статистика неисправностей П свидетельству­ет о том, что в основном встречаются аппаратные не­исправности. Любые модели П можно отремонтиро­вать, применяя одни и те же методики и приборы. Лечение оказывается одинаковым, изменяются только

«болезни» П. Ремонт — процесс творческий, требу­ющий обширных знаний и опыта, процесс усложня­ется тем, что электрические схемы П (в особенности последних моделей) всегда отсутствуют у ремонтника. Не сомневайтесь — опыт плюс время победят любую не­исправность!

   Методика поиска аппаратной неисправности состоит в последовательной проверке:

   работы шаговых двигателей, механического приво­да, блокировок и сигнализации;

   напряжений питания П;

   всех кварцевых генераторов, тактовых генераторов, линий задержек;

   работы микропроцессора и микроконтроллера (на­личие штатных сигналов на выводах), функциони­рования шин адресов, данных и управления;

   сигналов на контактах ПЗУ, ОЗУ и СБИС и всего П в целом;

   сигналов на контактах разъемов.

Если ремонтник хорошо знает аппаратную часть микропро­цессорных систем, имеет достаточный опыт диагностики и ремонта П, то его труд непременно увенчается успехом.

 

Статистика неисправностей

Чаще всего причинами неисправностей П являются низ­кое качество комплектующих, низкий уровень технологии производства, некачественная разводка плат, плохая сбор­ка, механические повреждения узлов и деталей, небрежная эксплуатация П, отсутствие профилактики и ошибки пользо­вателя. С повышением степени интеграции компонентов размеры П и его печатных плат уменьшаются. Локальные пе­регревы стали довольно частым явлением, при отсутствии вентилятора это явление наиболее вероятно. Наиболее тру­доемки в диагностике случайные неисправности (плавающие ошибки, корректируемые отказы, некорректируемые отка­зы — технические остановки).

Имеется два типа диагностики и ремонта П. Один из них требует понимания общих принципов работы П, при этом ремонтник сможет грамотно проанализировать симптомы не­исправности и определить неисправные блок, узел, плату.Ремонт второго типа требует знания электрической схемы П, временной диаграммы работы и таблицы напряжений в кон­трольных точках П. Пользуясь такими контрольно-измери­тельными приборами, как логический пробник, логический анализатор, тестер и осциллограф, ремонтник способен ло­кализовать дефектную радиокомпоненту в неисправных бло­ке, узле, плате.

По трудоемкости ремонты бывают простые и сложные. Простые и сложные ремонты встречаются на практике при­мерно одинаково часто. После локализации дефектной ра­диокомпоненты следует ее заменить. Неисправные ИС и БИС выпаиваются с применением паяльной станции, например станции фирмы Расе и заменяются новыми. Опытный ре­монтник тратит на замену ИС и БИС 5 минут.

Поиск неисправностей целесообразно проводить от более простых элементов к более сложным и дорогостоящим по заранее составленному плану. Предпочтителен метод после­довательного исключения подозреваемых в отказе компонен­тов, если имеются заведомо исправленные компоненты для замены. Отказы в электронных компонентах обычно доволь­но просты. Причинами неисправностей чаще всего бывают:

   «пробой» на землю или на шину питания вывода мик­росхемы;

   отсутствие контакта или обрыв контактного проводника на кристалле микросхемы;

   неполноценные логические уровни;

   «уход» параметров транзисторов, регистров, конден­саторов;

   ошибочный уровень напряжения;

   нарушение временной диаграммы работы узла или ком­поненты.

Наиболее трудоемким является поиск нарушения времен­ной диаграммы работы узла или компоненты.

Каждая фирма-производитель П рекомендует свою мето­дику проведения диагностики и ремонта. Одни предлагают дерево поиска неисправностей, другие — таблицу кодов ошибок, третьи — таблицу типовых неисправностей. Про­блема диагностики и ремонта П решается значительно быс­трее, если ремонтник владеет различными методиками по­иска неисправностей.

Например, фирма IBM предлагает следующую методику поиска неисправностей, которую авторы преобразовали для диагностики и ремонта П.

1.  В случае отказа П не паникуйте!

Попытайтесь найти руководство по поиску неисправнос­тей, принципиальную электрическую схему, необходи­мые приборы.

2.  Проанализируйте условия.

В каком режиме работал П? Исправлен ли ПК, к кото­рому подключен П? Исправлена ли электросеть и сетевая колодка, к которой подключены ПК и П? Какая програм­ма выполнялась при этом на ПК? Было ли сообщение об ошибке?

3.  Используйте свои органы чувств.

Не было ли запаха перегревшихся деталей и компонен­тов? Не был ли чересчур горячим какой-либо блок, ка­бель? Не было ли искрения или вспышки, шумового со­провождения неисправности?

4.  Повторите включение П заново.

Проверьте подключение силового кабеля П и интерфей­сного кабеля к ПК, закрепите их с обеих сторон. Отклю­чите посторонние нагрузки из сети электропитания, ос­тавив только ПК и П. Если сам ПК работает нормаль­но, то, скорее всего, неисправен П или его интерфейс в ПК. Если повторное включение не изменило ситуацию, то приступайте к диагностике и ремонту П.

5. Документируйте работу.

Опишите все, что вы видите в момент отказа П. Какие симптомы сопровождают отказ П? Проходит ли тестиро­вание П в режиме off-line? Работает ли другой П, под­ключенный к вашему ПК? Работает ли ваш П, подклю­ченный к другому (заведомо исправленному) ПК? Нет ли помятой бумаги на П? Используется ли стандартная по толщине, плотности и влажности бумага?

6.  Предположите одну неисправность.

В цифровых системах вероятность нескольких неисправ­ностей мала. Обычно не работает одна ИС или одна ком­понента, вызывая одно или несколько проявлений. Од­нако многократное включение блока питания П после отказа может привести к размножению неисправности. Недопускайте выключения, а затем быстрого включения на­пряжения питания П (опасны последствия переходных процессов блока питания).

7.  Выделите неисправные блоки, узел или плату (идентифи­кация неисправности).

Процесс идентификации неисправности обычно не очень трудоемок, так как определяется макрообъект неисправ­ности. Например, отсутствует процесс печати П. Есте­ственно, неисправность должна находиться в ПГ, плос­ком кабеле или на электронной плате, выдающей сигналы управления для ПГ. С помощью измерительной техники это можно определить очень быстро и просто. Необходи­мо помнить, что в случае неисправности сигнал может измениться по амплитуде, по длительности, по форме, утонуть в помехах или вообще исчезнуть.

8.  Обратитесь к указателю неисправностей.

Для подтверждения этого типа неисправности необходи­мо обратиться ко всем вспомогательным техническим материалам. Если наблюдаемые вами симптомы подходят по описанию к одной из неисправностей указателя, от­кройте страницу, на которую делается ссылка, и выпол­ните дальнейшие инструкции по выделению неисправно­стей компоненты.

9.  Выделение неисправной компоненты.

Это всегда наиболее трудоемкий процесс при ремонте ра­диоэлектронной аппаратуры. Этот процесс становится еще более трудоемким, если у ремонтника отсутствуют электрические схемы П. К вашему сведению: электричес­кие схемы П имеются только в гарантийных мастерских фирм-производителей П. Эта проблема еще более услож­няется при плавающей неисправности. В отличие от по­стоянного отказа плавающая неисправность возникает слу­чайно или в отдельных случаях. К плавающим неисправ­ностям трудно применять стандартные методы поиска неисправностей. Так как плавающие неисправности мо­гут вызываться изменением температуры, плохим контак­том в разъемах, вибрацией и т. п., то именно такие ус­ловия можно использовать для поиска неисправностей, а иногда даже для их исправления. Методика поиска неис-

правной компоненты состоит, в основном, в следующем: Ремонтник с помощью приборов прослеживает прохож­дение сигнала неисправности до той компоненты, на которой имеется полезный сигнал. Следовательно, сиг­нал пропадает на предыдущей компоненте, которая и является неисправной, и ее необходимо заменить. Необ­ходимо отметить, что знание временной диаграммы ра­боты дефектного блока, узла, платы значительно уско­ряет процесс поиска неисправной компоненты.

10.  Ремонт.

Ремонт выполняется или самостоятельно, или с помощью специалиста (например, в случае замены многоконтакт­ной БИС или СБИС).Замена пассивных и активных радио­компонентов выполняется с помощью ручного отсоса олова. Пайка производится низковольтным паяльником с напряжением 24—36 В. Устанавливаемая радиокомпо­нента по своим параметрам должна полностью соответ­ствовать неисправной.

11.  Тестирование и проверка.

После каждого ремонта необходимо проверить правиль­ность работы как П, так и ПК, к которому подключен П. В подавляющем большинстве случаев установка ис­правной компоненты устраняет отказ П. Запускается та же самая программа в ПК, которая была в нем в момент отказа П. Нормальная работа ПК и П говорит о том, что ремонт выполнен качественно, а процесс диагностики и ремонта успешно завершен.

В заключение этого раздела хотелось бы отметить, что после успешно проведенных диагностики и ремонта П ремон­тник (сервис-инженер) испытывает чувство морального удов­летворения, которое сродни чувству врача, поднявшего с постели тяжело больного человека. И поверьте нам, прора­ботавшим с вычислительной техникой много лет, это не про­сто красивые слова.

 

Неисправности, возникающие при ремонте

Неисправности могут возникнуть при проведении диагно­стики и ремонта П, производимых слабо подготовленным ремонтником. Ниже приводятся неисправности такого рода:1.  Во избежание выхода из строя блоков, узлов и плат разбора и сборка П производится только при отключен­ном от электросети П.

2.  Во избежание взрывов радиокомпонент все паяльные работы производятся только при отключенном от элек­тросети П.

3.  Погнутые и сломанные выводы ИС.

При установке и при извлечении ИС из разъемов (со-кетов) возможны поломки выводов. Вероятность вне­сения неисправности этого типа увеличивается с уве­личением числа выводов микросхем (БИС и СБИС). У сервис-инженеров для этой цели имеются специаль­ные приспособления (экстракторы).

4.  Брызги от паяния микросхем и компонент.

Они возникают от попадания частиц олова с наконеч­ника паяльника на рядом стоящие выводы ИС или пря­мо на плату, закорачивая произвольные электрические цепи.

5.  КМОП ИС выходят из строя. Это происходит, когда ремонтник берет КМОП ИС руками без предваритель­ного снятия статического электричества (таким образом выходят из строя новые компоненты).

6.  Установка радиокомпоненты, не проверенной по всем техническим параметрам.

В этом случае процесс ремонта может не закончить­ся, а продлиться, так как эта компонента не только оставит ту же неисправность, но и усугубит ее. ' 7. Механические поломки корпуса, блоков, узлов, плат, деталей и компонент П.

Разборка и сборка производится тщательно, с запоми­нанием последовательности операций, с регистраци­ей расположения разъемов и кабелей, соединяющих узлы и платы. Блоки, узлы, платы запрещается уда­рять друг о друга, ронять на стол. Крепежные болты, винты, гайки, шайбы должны тщательно собираться и храниться. Недопустимо, чтобы крепежные детали по­падали в блоки и механизмы.

8. Ошибочная состыковка разъемов. Это случается, ког­да габариты и форма разъемов совпадают, а на них нет надписей и идентификационных номеров. Подобная

стыковка приводит к выходу из строя электронных плат и исполнительных электромеханических устройств.

9.  Некачественная сборка П. Особое внимание необходи­мо уделять экранам, экранированным жгутам, клеммам заземления. Они должны быть надежно закреплены, ибо в противном случае могут закоротить токонесущие радиокомпоненты, ИС, шины печатных плат. Други­ми аспектами некачественно сборки П являются:

   поломка пластмассовых блок-контактов;

   неправильная начальная установка блок-контактов;

   неправильная сборка зубчатых передач привода П;

   случайное переключение микровыключателей уста­новки режима работы П;

   часть разъемов осталась несостыкованной;

   не установлены изоляционные прокладки на ради­аторы мощных транзисторов (при этом выходят из строя мощные транзисторы).

10.  Выход блока, узла, платы, компоненты из-за перегрева. Это происходит, если остается не включенным венти­лятор или при закрытии вентиляционных отверстий П.

11.  Работа П заблокирована. Это происходит в следую­щих случаях:

   если не восстановлена электрическая схема после вмешательства ремонтника при проведении экспери­ментов диагностики;

   если не восстановлены блокировки, которые иногда ремонтнику для удобства работы необходимо исклю­чить;

   не установлены предохранители с номинальными токовыми значениями.

В этом разделе перечислены основные неисправности, которые подстерегают всех без исключения ремонтников.

 

Когда вы обращаетесь в сервис-центр?

Известно, что вероятность самостоятельно отремонтиро­вать П равна ~ 95%. А какие неисправности П составляют оставшиеся 5%? Их немного, но они есть всегда. Приведем некоторые из них. 1. Выход из строя БИС частного применения. Так называемой программируемой матрицы (ПМ). Эта БИС программируется фирмой-производителем П для каждой модели П. В продаже отсутствует.

2.  Неисправность ПЗУ.

ПЗУ программируется на заводе-изготовителе П, а содер­жание прошивки ПЗУ известно только фирме-разработ­чику П. Правда есть один путь решения проблемы — взять новую чистую микросхему ПЗУ, найти прошитую ПЗУ из аналогичной модели П и с помощью программатора пе­реписать содержимое второго ПЗУ в первое.

3.  Неисправность ПГ МП.

К сожалению, если в ПГ сломана одна-две иголки, то самостоятельно отремонтировать ПГ невозможно. Оста­ется только купить ее в сервис-центре.

4.  Перебит плоский кабель ПГ.

Кабель неремонтопригоден, склейке не подлежит.

5.  Разбита пластмассовая линейка или резиновый ремень по­шагового движения каретки с ПГ.

Линейка и резиновый ремень неремонтопригодны.

6. Плавающая неисправность.

Если при возникновении этой неисправности вы беретесь ее исправить, то может потребоваться масса времени, чтобы дождаться ее проявления и найти ее место. Чаще всего пользователь предпочитает с ней смириться, пока из плавающей она не станет постоянной. Но некоторые пользователи сдают П в сервис-центр. Если гарантийный срок П закончился, но он еще мораль­но не устарел, находится в хорошем состоянии, по своим техническим характеристикам вас удовлетворяет, то смело сдавайте его в сервис-центр. При этом стоимость ремонта П не должна превышать 30% от его стоимости.

 

Размещение принтеров

Если самый надежный П размещается в антисанитарных условиях, подключен к электросети с большим уровнем помех, работает с большой нагрузкой и без профилактики, то срок его безотказной работы может сильно сократиться. Поэтому требования к размещению П весьма актуальны. Для размещения П выберите безопасное, удобное место, руко­водствуясь следующими рекомендациями:

1.  Устанавливайте П на плоскую, строго горизонтальную поверхность на высоте 70 см от пола.

2.  Создавайте умеренные условия окружающей среды (температура должна быть в пределах от 0 до 50 гра­дусов, а влажность — от 20% до 90%).

3.  Запрещается установка П в следующих местах:

   с прямым попаданием солнечных лучей;

   с большой флуктуацией температуры;

   вблизи окон и дверей;

   вблизи кондиционеров;

   с большой вибрацией;

   с большим уровнем сетевых, электромагнитных и радиочастотных помех;

   на системном блоке ПК;

   с большой концентрацией газов;

   с открытым пламенем.

4.  Если вы намерены использовать индивидуальную под­ставку для П, соблюдайте следующие требования:

   используйте подставку, рассчитанную на нагрузку не менее 10 кг;

   никогда не пользуйтесь наклонными подставками;

   обеспечьте свободное пространство под подставкой и между ее ножками для свободного движения бу­мажной ленты;

   располагайте кабели так, чтобы они не препятство­вали движению бумаги, по возможности прикреп­ляйте кабель к ножке подставки.

5.  Выбирайте надлежащий источник питания     115 В или ~ 220 В. Используйте заземленную сетевую розетку, не применяйте переходников типа тройник. Избегай­те сетевых розеток, управляемых таймерами или на­стенными выключателями, так как случайное отклю­чение напряжения электропитания может стереть ин­формацию из памяти П и ПК.

6.  В случае транспортировки П с места на место держать П в горизонтальном состоянии.

7.  Устанавливайте П так, чтобы можно было легко вы­нимать вилку сетевого кабеля из розетки.

8.  Оставляйте вокруг П свободное пространство для удоб­ной работы и технического обслуживания. РасполагайтеП достаточно близко от ПК, чтобы их можно было со­единить между собой интерфейсным кабелем принтера.

 

Важные правила техники безопасности

При установке и наладке П, проведении профилактичес­ких и ремонтных работ необходимо строго соблюдать прави­ла техники безопасности, нарушение которых может приве­сти как к повреждению П, так и к физической травме пользователя или ремонтника.

1.  Выполняйте предупреждения и указания, имеющиеся на самом П и его платах и узлах.

2.  При проведении профилактики и чистки П необходи­мо вынуть вилку сетевого кабеля из розетки. Обтирайте П влажной салфеткой. Запрещается использовать жид­кие или аэрозольные очистители.

3.  Не устанавливайте П рядом с сосудами с водой, кра­сителями, не обливайте П никакими жидкостями.

4.  Не ставьте П на неустойчивые тележку, стойку, стел­лаж во избежание падения П.

5.  Не закрывайте щели и вентиляционные отверстия в корпусе П. Они предотвращают перегрев П. Не ставь­те П в ниши, например внутрь книжных шкафов и стенок, так как при этом нарушается режим нормаль­ной вентиляции П.

6.  Приобретенный вами П может иметь силовой кабель с вилкой, снабженной третьим (заземляющим) кон­тактом и требующий заземленной розетки. Заземление П — это мера электробезопасности. Если в вашем распоряжении нет такой розетки, то обратитесь к электрику (сервис-инженеру) для ее установки.

7.  Располагайте П таким образом, чтобы на его сетевой кабель никто не мог наступить.

8.  При использовании удлинителя следите за тем, что­бы общая нагрузка подключенных к нему аппаратов не превышала предельно допустимую. Проверьте, чтобы суммарный ток всех нагрузок, включенных в одну ро­зетку вместе с П, не превышал 15 А.

9.  Ничего не засовывайте внутрь включенного, под на­пряжением П. В противном случае можно коснуться деталей и узлов, находящихся под напряжением, по-

лучить электрошок, вызвать короткое замыкание элек­трических цепей П или даже пожар.

10.  Открывая или снимая крышки П с надписями «Не от­крывать», «Внимание» и т. п., вы подвергаете себя опасности поражения током низкого или высокого напряжения или другому риску. Для ремонта или тех­нического обслуживания этих блоков привлекается под­готовленный персонал.

11.  Вызывайте сервис-инженера по обслуживанию и ре­монту П в следующих случаях:

   при возгорании П;

   при попадании жидкости внутрь П;

   при попадании П под дождь или в воду;

   при падении П или повреждении его корпуса;

   при повреждении ПГ или картриджа с тюнером;

   выполняйте  только  оговоренные  в  руководстве пользователя регулировки и замену деталей, так как некорректное регулирование других узлов и деталей может повредить П и потребовать большего объема работ.

12.  Помните, что в ЛП имеется блок лазерного сканиро­вания, а лучи полупроводникового лазера (даже отра­женные) могут принести вред вашему зрению.

13.  Всегда убедитесь в том, что П отключен от источника питания и только после этого разбирайте П, снимай­те и заменяйте платы, узлы или отдельные радиоком­поненты.

14.  Предохранители в П тщательно рассчитаны, их мож­но заменить только однотипными. Если вы поставите слаботочный предохранитель, рассчитанный на слиш­ком большой ток, или замените стандартный предох­ранитель на «жучок», то с большой вероятностью воз­никает перегрев П и аварийная ситуация.

15. Заменять неисправные радиокомпоненты можно толь­ко компонентами, рекомендованными фирмой-разра­ботчиком П. Использование радиокомпонентов и деталей других поставщиков или их ближайших ана­логов недопустимо, так как это может привести к по­вреждению П и аннулированию гарантийного срока обслуживания.

 

Типичные неисправности матричных принтеров

 

Аппаратные неисправности матричного принтера LC-200 фирмы Star Micronics^

Статистика неисправностей МП показывает, что в основ­ном выходят из строя исполнительные механизмы МП, силь­ноточные драйверные микросхемы и транзисторы, кабели и разъемы, датчики.

1.  Источник питания. Электрическая схема источника питания приведена в [1].

Типовые неисправности источника питания принтера све­дены в таблицу 18.

2.  Основная электронная плата. Электрическая схема ос­новной электронной платы приведена в [1].

Статистика неисправностей основной электронной платы свидетельствует о том, что наиболее часто заменялись при ремонте следующие радиокомпоненты:

— латч-селектор IC4 (74LS373);

— 6-буферная схема IC2 (74LS05);

— транзисторные сборки ТА1 и ТА2 (STA401A);

— транзисторы ПГ TR11 TR18 (С4671);

  транзисторы TR3, TR4, TR7, TR8 (С1740);

  транзисторы TR19, TR20 (А1719);

— транзистор TR9 (А933);

— транзистор TR5 (В1387);

— транзистор TR6 (В1168);

Типовые неисправностей основной электронной платы принтера сведены в таблицу 19.

3. Параллельный и последовательный интерфейс принтера.

Неправильная эксплуатация периферийного оборудова­ния, а именно подключение интерфейсного разъема при включенных компьютере и принтере довольно часто приво­дит к повреждению как принтера (интерфейсной части), так и компьютера (адаптера принтера).

Типовые неисправности интерфейсной части принтера приведены в таблице 20. Обозначения:

ПГ — печатающая головка; ЦП — центральный процессор; ПЛМ — программируемая логическая матрица;

 

Таблица 18. Типовые неиспраности источника питания принтера

Тип неисправности

Возможные причины

Способ устранения

 

неисправности

неисправности

Принтер

1. Перегорел

1. Заменить

не работает,

предохранитель Fl, TF.

предохранители.

индикатор питания

2. Неисправен сетевой

2. Устранить неисправный

не светится

фильтр.

компонент фильтра.

 

3. Неисправен силовой

3. Проверить исправность

 

трансформатор.

обмоток.

Отсутствует

1.Перегорел

[.Заменить

выходное

предохранитель F2 (ЗА).

предохранитель F2.

напряжение +25 В

2. Неисправен диодный

2. Заменить мост DB1.

 

moctDBI.

3. Проверить или заменить

 

3. Неисправность

С4.

 

конденсатора С4.

4. Проверить работу

 

4. Неисправность IC1

микросхемы IC1 или

 

стабилизатора

заменить ее.

 

напряжения.

5. Проверить или заменить

 

5. Неисправность С9.

С9.

Отсутствует

1. Перегорел

 

выходное

предохранитель F3 (ЗА).

 

напряжение +5 В

2. Неисправен диодный

 

 

мост DB2.

 

 

3. Неисправность

При необходимости

 

конденсатора СЮ.

заменить неисправный

 

4. Неисправность IC2

компонент.

 

стабилизатора

 

 

напряжения.

 

 

5. Неисправность

 

 

конденсатора С12.

 

Источник питания

1. Неисправность IC1.

1. Проверить или заменить

не работает, но

2. Неисправность IC2.

IC1.

предохранители

3. Неисправность

2. Проверить или заменить

целы.

конденсатора С9

IC2.

 

или С12.

3. Проверить или заменить

 

4. Короткое замыкание

С9илиС12.

 

в цепи нагрузки +5 В

4. Проверить исправность

 

или +25 В.

цепей нагрузки и

 

 

устранить короткое

 

 

замыкание.

Выходное

1. Неисправность в

1. Проверить или заменить

напряжение

фильтрах С4, С9, СЮ,

конденсаторы.

+25 В и +5 В есть,

С12.

2. Проверить или заменить

но имеют высокий

2. Неисправность

IC1 и IC2.

уровень пульсаций

микросхем-

 

 

стабилизаторов IC1 и IC2.

 

 

Таблица 19. Типовые неисправности основной электронной лампы принтера

Тип неисправности

Возможные причины

Способ устранения

 

 

неисправности

неисправности

 

Не происходит

1. Неисправна схема

1. Заменить IC3.

 

режим

выработки сигнала сброса

2. Проверить входной

 

инициализации

RESET.

контакт 38IC1 (ПЛМ),

 

принтера, каретка

2. Нет сброса в начальное

контакт 29IC8 (ЦП).

 

не устанавливается

состояние ПЛМ или ЦП

3. Проверить наличие

 

в исходное

3. Нет выходного сигнала

сигнала WD out на к. 59

 

положение

WD out ЦП (к. 59).

О.

 

 

4. Отсутствует блокировка

4. Проверить или заменить

 

 

драйверных сигналов в ПГ,

транзисторы TR7.. .TR9,

 

 

ЩЦ каретки и ЩЦ подачи

TR1hTR6,TR4hTR5.

 

 

бумаги.

Проверить работу ЦП

 

 

5. Не проходит сигнал

5. Проверить

 

 

RESET от компьютера

интерфейсный разъем CN1

 

 

к принтеру.

ик.601С8(ЦП).

 

Режим

1. Не работает ЩЦ

1. Проверить ЩЦ,

 

инициализации

каретки.

перемотать одну

 

происходит,

2. Неисправна схема

из обмоток.

 

но каретка

управления четырьмя

2. Заменить ТА1 (сборку

 

совершает хаоти-

обмотками 1ТГД каретки.

транзисторов).

 

ческие движения

3. Неисправна схема

3. Заменить транзисторы

 

или вообще

подачи питания +25 В на

TR1 или TR6.

 

не передвигается

обмотки ЩЦ каретки.

 

 

Печать при

1. Информация о тексте не

1. Проверить работу 1С 1

 

самотестировании

поступает на ПГ от ПЛМ.

(к. 55...61).

 

принтера

2. Неисправна схема

2. Заменить транзистор

 

отсутствует,

подачи питания +25 В      :

TR7HmTR20.

 

но каретка

наПГ.

3. Проверить

 

передвигается

3. Неисправен кабель ПГ.

и отремонтировать кабель.

 

нормально.

 

 

 

Печать при

1. Неисправен

1. Проверить разъем CN1

 

самотестировании

интерфейсный разъем

и служебные сигналы

 

присутствует, но

CN1.

на его контактах.

 

печать текста от

2. Неисправен

2. Неисправности

 

компьютера

преобразователь

преобразователя

 

отсутствует.

последовательного

)ассмотрены ниже.

 

 

интерфейса в

3. Заменить кабель.

 

 

параллельный.

4. Заменить ОЗУ.

 

 

3. Неисправен

5. Проверить временную

 

 

интерфейсный кабель

диаграмму работы ПЛМ

 

 

4. Неисправность ОЗУ

и ЦП, касающуюся

 

 

текста.

стробирования

 

 

5. Неисправность ПЛМ

и обработки знаков текста.

 

 

или ЦП

 

 

Не продвигается

1. Неисправен ЩЦ подачи

1. Проверить четыре

бумага

эумаги.

обмотки ЩЦ, перемотать

 

2. Неисправна микросхема

неисправную обмотку.

 

ТА2.

2. Заменить ТА2 (сборку

 

3. Неисправна схема

транзисторов).

 

питания подачи +25 В

3. Заменить TR4 и TR5.

 

на обмотки ЩЦ.

4. Проверить работу ЦП

 

4. Неисправен ЦП

(ГС8).

 

(K.17...20IC8).

 

Врежимах

1. Не работает одна

1. Заменить печатающую

самотестирования и

или несколько иголок ПГ.

головку.

типовом распечатка

2. Неисправны

2. Заменить неисправный

текста производится

транзисторы TRIO.. .TR18.

транзистор.

с искажениями

3. Неисправен

3. Отремонтировать

 

печатающий механизм.

печатающий механизм.

 

4. Неисправна ПЛМ или

4. Проверить работу ПЛМ

 

ЦП

(1С1)ЦП(1С8).

 

5. Неисправна схема

5. Заменить транзисторы

 

подачи питания +25 В

TR1 и TR6.

 

на обмотки ЩЦ каретки.

 

Нарушена индикация

1. Сгорел светодиод

1. Заменить светодиод.

панели управления

LED1...LED11.

2. Проверить цепь питания

 

2. Отсутствует напряжение

+5 В.

 

питания +5 В на панели

3. Проверить наличие

 

управления.

сигналов на к.27.. .37 ПЛМ

 

3. Отсутствуют сигналы

(IC1).

 

управления индикаторами

 

 

отПЛМ(1С1).

 

Не программируются

1. Неисправна

1. Заменить IC9.

режимы

электрически стираемая

2. Проверить работу ЦП

пользователя

память IC9.

(О).

 

2. Неисправен ЦП (к.5.. .8

 

 

IC8).

 

Не работают кнопки

1. Неисправны

1. Заменить микрокнопку.

панели управления

микрокнопки SW1.. .SW5.

2. Проверить ЦП (IC8).

 

2. Неисправность ЦП

3. Проверить цепь

 

(IC8).

«земли».

 

3. Отсутствует «земля» на

 

 

панели управления.

 

Отсутствует режим

1. Неисправна IC2.

1. Заменить IC2.

рукопожатия»

2. Неисправен разъем CN1.

2. Проверить разъем CN1.

компьютера

3. Неисправна IC1 (ПЛМ).

3. Проверить работу ПЛМ

и принтера

 

(K.39...43IC1).

Неисправность

1. Неисправна IC4.

1. Заменить IC4.

шинных данных

2. Неисправен ЦП

2. Проверить работу ЦП.

D0...D7

(K.51...58IC8).

3. Проверить исправность

 

3. Неисправны ОЗУ (IC5,

шины данных и адресов

 

IC6).

ОЗУ.

 

4. Неисправно ПЗУ (IC7).

4. Проверить исправность

 

5. Неисправна ПЛМ

шины данных и адресов

 

(K.11...18IC1).

ПЗУ.

 

 

5. Проверить работу ПЛМ

 

 

(IC1).

 

Таблица 20. Типовые неисправности интерфейсной части принтера

Тип неисправности

Возможные причины

Способ устранения

 

 

неисправности

неисправности

 

Печатание

1. Не согласован протокол

1. Согласовать протокол.

 

информации от ПК

передачи информации.

2. Корректно выбрать

 

неправильное

2. Неправильно выбран

интерфейс.

 

или вообще

тип интерфейса -

3. Отремонтировать

 

отсутствует

параллельный или

разъем.

 

 

последовательный.

4. Заменить IC2 (ОЗУ).

 

 

3. Неисправен

5. Отремонтировать

 

 

интерфейсный разъем.

преобразователь.

 

 

4. Не проходит

6. Проверить работу IC1

 

 

«рукопожатие» ПК

(ПЛМ).

 

 

и принтера.

 

 

 

5. Не работает

 

 

 

преобразователь

 

 

 

последовательного

 

 

 

интерфейса

 

 

 

в параллельный.

 

 

 

6. Неисправна IC1 (ПЛМ).

 

 

Печать от ПК

1. Неисправна одна из шин

1. Проверить фронты

 

производится

данных

сигналов шины данных.

 

с искажениями,

(DATA1...DATA8).

Локализовать

 

знаки печатаются

2. Неисправен разъем CN1.

неисправную шину.

 

полностью.

3. Неисправна IC1 (ПЛМ).

2. Отремонтировать

 

 

4. Нарушена временная

разъем.

 

 

«диаграмма рукопожатия».

3. Проверить IC1 (ПЛМ).

 

 

5. Неисправна IC2.

4. Проверить временную

 

 

 

диаграмму и заменить IC2.

 

 

 

5. Заменить IC2.

 

Тип неисправности

Возможные причины

Способ устранения

 

неисправности

неисправности

Не работает

1. Неисправен разъем

1. Проверить разъемы

последовательный

CN101 HCN102.

и наличие сигналов

интерфейс

2. Неисправна

на их контактах.

 

интерфейсная схема

2. Заменить IC101.

 

IC101.

3. Проверить работу ЦП.

 

3. Неисправен ЦП (IC1).

4. Заменить ОЗУ.

 

4. Неисправно ОЗУ (IC2).

5. Проверить процессор

 

5. Неисправна схема

(к. 18...25IC1).

 

включения DIP -

6. Заменить

 

переключателя (DSW1).

транзисторТШ.

 

6. Неисправен транзистор

 

 

TR1.

 

ШД — шаговый двигатель;

ОЗУ — оперативное запоминающее устройство;

ПЗУ — постоянное запоминающее устройство.

 

Ремонт лазерных принтеров

Аппаратные неисправности, например, лазерного прин­тера HL-630 фирмы Brother. Основная электронная плата В48К151-3выполнена на основе набора из четырех микросхем: ЦП типа MC68EC000FN фирмы Motorola, ПЛМ типа D93094 GM-3ED фирмы NEC, ППЗУ типа МВ834200В фирмы Fujitsu и ОЗУ типа TC514170BJ-80 фирмы Toshiba. Плата драйверов и управления типа В48К152-3

предназначена для формирования сигналов управления ШД подачи бумаги (микросхема IC1, разъем РЗ), сигна­лов управления двигателем S. MOTOR (разъем Р7), ла­зером (разъемы Р6, Р8), вентилятором (разъем Р4), ин­дикаторной панелью, для подключения датчиков тонера и картриджа (разъем Р12 и Р11). Плата управления лазером PCPH0177-E47V

вырабатывает стабилизированное высоковольтное напря­жение 4 кВ для питания импульсного полупроводнико­вого лазера и совместно с основной электронной платой обеспечивает временную диаграмму работы лазера.Плата источника питания MPS1816

обеспечивает низковольтным напряжением остальные пла­ты (разъем CN101), является типовым однотактным им­пульсным источником питания с блокировками по току и напряжению, с двумя оптоэлектронными развязками РС1 и РС2 и двумя блокировочными микровыключателя­ми SW101 HSW102.

 

1. Источник питания

Типовые неисправности источник питания принтера све­дены в таблице 21. Источник питания рассчитан на работу от сети переменного тока 110-120 В, 60Гц или 220-240 В, 50Гц, имеет мощность потребления 480 Вт (режим печати) и 60 Вт (режим ожидания). Все неисправности источника питания в зависимости от причин их возникновения можно подразделить на два класса:

   вызванные внешними помехами в электросети или на­грузками, параллельными принтеру;

   вызванные внутренними нагрузками, замыканиями или естественным износом источника питания.

 

Другие особенности диагностики и ремонта лазерных принтеров LazerJet II, III, IV

Электроника лазерных принтеров размещена на нескольких платах, каждая из которых отличается своими функиональны-ми особенностями.

  плата управляющего контроллера,

интерфейсная плата,

блок генерации высоковольтного напряжения,

— модуль управляющих драйверов и сигнальных датчиков,

— блок низковольтного питания,

— блок переменного тока.

Основной процент неисправностей, если это касается элек­тронных компонентов, приходится на интерфейсный модуль. Это объясняется большой насыщенностью платы микросхема­ми и нагрузками теплового и механического характера, воз­действующими на эту плату.

При выходе из строя интерфейсной платы, лазерный принтер отключается ввиду перегрузки по постоянному току либо просто перестает реагировать на команды и сигналы.

 

Таблица 21. Типовые неиспраности источника питания принтера HL-630

Тип неисправности

Возможные причины

Способ устранения

 

неисправности

неисправности

Принтер не работает,

1. Перегорел

 

вентилятор

предохранитель F1.

 

не вращается

2. Пробит Z1.

 

 

3. Пробит выпрямительный

 

 

moctDI.

 

 

4. Пробит конденсатор

При необходимости

 

фильтра С5.

заменить неисправный

 

5. Пробит ключевой

компонент

 

мощный транзистор Q1.

 

 

6. Пробита IC102.

 

 

7. Пробит тиристор

 

 

защиты TRA1.

 

 

8. Неисправен SW101.

 

Принтер не работает,

1. Не работает источник

1. Отремонтировать

вентилятор

напряжения +5 В.

источник напряжения +5 В.

вращается

2. Пробита одна из

2. Проверить цепи питания

 

микросхем электронных

микросхем, локализовать

 

плат по цепи питания +5 В.

неисправную и заменить.

 

3. Неисправен

3. Отремонтировать

 

высоковольтный источник

источник питания лазера.

 

питания лазера.

 

Предохранитель цел,

1. Неисправен ключевой

1. Заменить транзистор Q1

но блок питания

транзистор Q1 или схема

и проверить схему

не работает.

управления.

управления.

 

2. Слышны щелчки,

2. Проверить выходные

 

перегрузка в выходных

цепи источника питания и

 

цепях источника питания

заменить D102, D101,

 

D102,D101,IC102, C101,

1С102,С101илиС103.

 

С1ОЗ.

 

Источник питания

1. Изменена рабочая

1. Проверить цепь

работает,

частота преобразования

нагрузки.

но импульсный

из-за перегрузки или

2. Проверить

трансформатор

замыкания в нагрузке.

или заменить Т1.

издает

2. Неисправен

3. Заменить С6 или С8.

высокочастотный

трансформатор Т1.

4. Заменить R4.

звук

3. Неисправны

 

 

конденсаторы С6 или С8.

 

 

4. Неисправен резистор R4.

 

Источник питания

1. Срабатывает защита от

1. Проверить цепи

работает несколько

перегрузки - по току или

нагрузки.

секунд, а потом

напряжению.

2. Проверить схему

отключается

2. Неисправна схема

управления защитой.

 

управления защитой.

3. Заменить TRA1.

 

3. Неисправен транзистор

 

 

TRA1.

 

Отсутствует одно

1. Неисправность

1. Проверить вторичную

из выходных

вторичной цепи данного

цепь источника

низковольтных

источника напряжения.

напряжения и заменить

напряжений

2. Короткое замыкание в

неисправный элемент.

 

цепи нагрузки данного

2. Проверить цепь

 

источника.

нагрузки и заменить

 

 

неисправный элемент.

Выходные

1. Неисправность

1. Проверить С101,С103,

напряжения на

фильтрующих и

C102,C104,R116,R120,

разъеме CN101 есть,

стабилизирующих цепей.

Ю19,1Ш5,Ш03.При

но имеют высокий

2. Неисправность

необходимости заменить

уровень пульсации

трансформатора Т1.

неисправный компонент.

 

 

2. Проверить Т1.

Перегревается

1. Неисправность

1. Проверить схемы

источник питания

в схемах защиты

защиты и заменить

 

по току и напряжению.

неисправный элемент.

 

2. Неисправны

2. Заменить РС1 и РС2.

 

оптоэлектронные пары

3. Заменить TRA1.

 

РС1 и РС2.

 

 

3. Неисправен TRA1.

 

Основной типовой причиной выхода из строя микросхемы,

входящей в комплект платы интерфейсов, является ее пере­грев. Со временем, если изначально температура корпуса микросхемы отличалась в большую сторону по сравнению со средней температурой данного типа микросхем, риск пере­грева увеличивается.

Другой часто встречающейся причиной может быть пробой полупроводникового перехода на «землю» или шину питания. Такие пробои происходят в основном из-за высоковольтных наводок в контурах, захватывающих эти переходы.

В свою очередь, интенсивность таких высоковольтных наводок, при которых риск пробоя микросхемы начинает увеличиваться, зависит от степени старения изоляции про­водников, деградации (со временем) полупроводниковых переходов микросхем и загрязнения платы и компонентов, размещенных в рабочем пространстве принтера.

По аналогии с неисправностями электронных компонен­тов в компьютере в принтере достаточно надежно работает центральный процессор — MC68000Р8. Процент выхода его из строя ничтожно мал.

Зато часто сбои могут происходить из-за ненадежной работы микросхем памяти. Особенно это касается первых моделей лазерных принтеров — LazerJet II, III.

Также, так и в компьютерах первых поколений, часто вы­ходят из строя микросхемы малой степени интеграции:

  сильноточные буферные латчи (защелки),

  силовые драйверы с открытым коллектором,

  входы/выходы микросхем с тремя состояниями,

— преобразователи логических уровней,

  блокирующие диоды (пробой обратного перехода).

В целях профилактики желательно после определенного срока работы принтера (обычно равного гарантийному сро­ку или несколько больше) производить его частичную раз­борку, промывку, зачистку контакте» разъемов и удаление (с помощью спиртовых тампонов) пыли и грязи с поверх­ностей плат, электронных компонентов, частей принтера.

Ремонт струйных принтеров

Рассмотрим типовые аппаратные неисправности СП на примере струйного принтера DeskJet 69v0C фирмы Hewlett-Packard (табл. 22).

 

Хостинг от uCoz